Программа «Семья и
школа»
Проблемы семьи и семейного воспитания в последние годы стоят как никогда остро: демографы, социологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Одна из причин кризиса семьи и воспитания – нарушение исторической преемственности семейных традиций и связей между поколениями. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности школы стала работа с родителями, а также работа с учащимися по воспитанию ответственного родительства. Активным и значимым субъектом процесса воспитания, является не только ребенок, но семья в целом и не зря концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Программа «Семья и школа» предполагает работу с семьей в плане влияния на ее воспитательный потенциал. В программе выделены 4 раздела: «Педагогическое просвещение родителей», «Сотрудничество», «Работа с неблагополучными семьями», «Семь Я». Раздел «Педагогическое просвещение родителей» предлагает педагогическое просвещение родителей и коррекцию принципов семейного воспитания, «Сотрудничество» - организацию совместного проведения свободного времени детей и родителей, «Работа с неблагополучными семьями» - защиту интересов и прав ребенка в «трудных» семьях, изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи, привитие ответственного отношения к воспитанию детей, «Семь Я» - формирование личностных ориентаций учащихся, касающихся культуры семейных отношений.
Цель: развитие сотрудничества между родителями и школой; выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.
Основные
направления деятельности:
- изучение семей и условий семейного воспитания;
- психолого-педагогическое просвещение родителей (классные тематические конференции для родителей, родительские лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации социального педагога, учителей-предметников);
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в управляющем совете школы);
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);
- активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
- обобщение и распространение опыта семейного воспитания.
Программа
работы с родителями включает три ступени обучения.
Первая ступень - для родителей учащихся 1-4-х классов. Задачей на данном этапе является создание условий для интенсивного общего развития родителей по вопросам, связанным с педагогикой, психологией и физиологией детей 7-10 лет.
Вторая ступень - для родителей учащихся 5-9-х классов. Здесь основной акцент делается на ознакомление родителей со спецификой подросткового возраста и проблемами формирования и развития самосознания учащихся в этот период; обучение родителей умению определять склонности и способности своих детей для продолжения их образования и дальнейшей специализации.
На третьей ступени (для родителей учащихся 10-11-х классов) идет ориентация родителей на выбор будущей профессии их детей и
дальнейшее образование, помощь детям в их самореализации и социализации, а
также подготовка к браку и семье.
Таким образом, в результате реализации
программы «Семья и школа» предполагается решение проблемы отсутствие
конфликтности между учащимися и их родителями;
повышение степени
удовлетворённости родителей результатами работы школы;
достижение устойчивость в
поведении детей.